История Русской Православной Церкви
Cамая крупная из ныне существующих автокефальных Поместных Православных Церквей — Русская Православная Церковь (РПЦ) — прежнее наименование — Греко-кафолическая Российская Православная Церковь.
988 год считается Официальной датой принятия на Руси христианства, когда Владимир I Святославич, киевский князь, принял новую веру сам и велел крестить городских жителей в водах Днепра. С этого времени христианство выступает государственной религией Древней Руси. До 1448 г. Церковь находилась в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви, или Вселенского Патриархата и образовала отдельную Русскую Митрополию.
В 1448 г. Митрополитом Московским и всея Руси был самостоятельно избран Архиерейским Собором епископ Рязанский Иона.
В 1458 г. Русская Митрополия окончательно разделилась на самостоятельную — Московскую и продолжавшую находиться в юрисдикции Константинополя — Литовскую. Когда митрополит Иов был возведен в сан Патриарха, в 1589 г., что было закреплено на Церковном Соборе, созванном в Константинополе в 1590 г, Церковь стала официально автокефальной. Во второй половине XVII в. в Русской Церкви произошел раскол и возникло старообрядчество.
В 1720 г. Петром I был издан «Духовный регламент», согласно которому высшая церковная власть передавалась Императору, а церковное управление должен был осуществлять Святейший Синод. В 1721 г. патриаршее правление завершилось. В декабре 1917 г. оно было восстановлено.
Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский. До февраля 1918 года Русская церковь имела статус государственного института в Российской империи и выполняла ряд связанных с ним функций.
После революции 1917 года Церковь была отделена от государства, и, в числе некоторых других религиозных организаций, пережила период гонений (см. в статье Религия в СССР). После смерти Патриарха Тихона в 1925 году патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре репрессированный. Следующим местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский) (в период декабрь 1925 — 27 декабря 1936 года именовался Заместителем Патриаршего Местоблюстителя). Его признание летом 1927 года политического режима в СССР и требования полной политической лояльности от духовенства (в том числе и зарубежного) привели к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей Церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признающих законность церковной власти Заместителя Местоблюстителя (см. статьи Иосифляне (XX век), катакомбная церковь), а также к «прекращению сношений»[8] с Патриархией большинства русских епископов в эмиграции.
Во время коммунистического террора в России Церковь подверглась жесточайшему преследованию: сохранилось не более чем 400 церквей из более чем 54 тыс. приходских храмов и 25 тыс. часовен (в 1917) к 1937 г. Были физически истреблены десятки тысяч представителей духовенства, возникла Русская Православная Церковь Зарубежом.
В 1943 г. в СССР в ходе Великой Отечественной войны было вновь разрешено строительство монастырей и храмов. Церковь получила санкцию на избрание Патриарха. Был избран и Священный Синод. С 1990-х гг. происходит бурное возрождение церковной жизни и постепенное осознание народом непреходящих ценностей православия и своего истинного исторического пути.
Согласно Уставу, принятому на Архиерейском Соборе 2000 г., Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
Входящие в Русскую Православную Церковь «канонические подразделения»:
Экзархаты,
епархии,
синодальные учреждения,
благочиния,
приходы,
монастыри,
братства,
сестричества,
духовные учебные заведения,
миссии,
представительства и подворья,
канонически составляют Московский Патриархат.