ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   О ПРОЕКТЕ   РЕДАКЦИЯ   КОНТАКТЫ  
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Почтовая форма

Ссылки:

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Наши банеры:

Послушать молитвы

Юбилейный Собор Украинской Православной Церкви 8 июля 2011 г.

Доклад Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства,

уважаемые участники Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви!

Сегодня в стенах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры Украинская Православная Церковь собралась во всей ее соборной полноте. Жизнь жительствует, по слову святителя Иоанна Златоуста, и, благодаря Бога за каждый прожитый год, сегодня мы имеем подвести итоги пройденного нами периода жизни и служения.

Созывая этот Собор, Мы поставили целью продемонстрировать «единство духа в союзе мира» нашей Святой канонической Церкви.

Побуждал к такому решению ряд юбилейных дат, которые мы отмечаем. Ныне исполняется 45 лет Нашего служения в архиерейском сане. В прошлом году мы отмечали 20-летие дарования нашей Церкви самостоятельности и независимости в управлении. В этом году Украина отмечает 20-ю годовщину своей Независимости, 1000-летие нашего первого кафедрального собора — собора Софии Премудрости Божией в Киеве и 450-летие создания Пересопницкого Евангелия. В следующем году мы будем отмечать 20-ю годовщину исторического Харьковского Архиерейского Собора и Нашего служения на Киевской кафедре. Все эти даты в своей совокупности дают основания говорить об определенных свершениях в Церкви. И как видим, они являются тем добрым плодом, который мы приносим на жертвенник Господень.

Украинская Православная Церковь выросла количественно и качественно, в чем мы убеждаемся регулярно, посещая епархии нашей Церкви. Сегодня нам не стыдно сказать Господу: «Вот я и дети, которых Ты мне дал».

Наша Святая Украинская Православная Церковь является Церковью апостольского происхождения. На заре истории, землю нашу, за переводом отца русской истории преподобного Нестора Летописца, посетил святой апостол Андрей Первозванный. И слова апостола, сказанные им при установке креста на Киевских горах, осуществились в полной мере: не только на них, но и на всей нашей земле «засияла благодать Божия, и воздвиг Господь много церквей», где с давних пор и поныне приносится Бескровная Жертва.

Владимирово крещения открыло новую страницу в истории Вселенской Церкви Христовой, ведь Господь через святого князя привел ко двору Отчему несметное количество пасомых, о которых говорил, что они не суть от двора сего. Языческая Русь вошла в семью христианских народов. Невозможно переоценить значение совершенного равноапостольным князем как в сотериологическом, так и в политическом измерении. Христианский выбор стал государствообразующим для Киевской Руси и государства, в котором сейчас мы живем.

Украинская Православная Церковь является Церковью Владимирова Крещения, наследницей многовекового опыта святости, культуры, науки и традиций нашего народа.

Много перипетий было на исторических путях украинского Православия. Междоусобицы, монголо-татарские нашествия, уния, воинствующее богоборчество, расколы. Все это с терпением и смирением наша Церковь несла и несет, совершая свою высокую миссию, служа Богу и людям.

        27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым нашей Церкви была дарована самостоятельность в управлении. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в подписал Грамоту, которой благословлялось «быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении».

Текст Томоса  в частности определяет также пределы самостоятельных действий УПЦ: «Украинская Православная Церковь, соединена через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет в себе ничего, что касается догматов веры и святых канонов ».

Так начался новый этап в истории Православия в Украине. Украинская Православная Церковь получила право самостоятельно решать все существенные вопросы своей внутренней жизни. В 1990 году Украинская Церковь получила право самостоятельно создавать и упразднять епархии в пределах Украины, а также избирать и поставлять правящих и викарных архиереев. Предстоятелю Украинской Православной Церкви был дан титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины». С тех пор он избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

На сегодня документы 1990 года уже прошли процедуру окончательного утверждения. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял новый Устав Русской Православной Церкви, которым утвержден особый статус Украинской Православной Церкви. В пункте 18 восьмой главе Устава говорится: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси ». Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года утвердил все решения Архиерейских Соборов РПЦ, принятые в период с 1990 до 2009 года.

Таким образом, принятое в 1990 году Определение об Украинской Православной Церкви, во-первых, стало результатом тщательного и всестороннего обсуждения инициатив, высказанных украинским епископатом в начале 90-х, а во-вторых, это определение прошло важный путь признания всей Полнотой Русской Православной Церкви. Сегодня этот документ является неотъемлемой частью действующего законодательства Русской Православной Церкви, а его положения полностью инкорпорированы в уставные документы Московского Патриархата.

Говоря о значении документов, выданных в 1990 году, в истории нашей Церкви, прежде всего, следует отметить, что, как мы видим, свой современный статус Украинская Православная Церковь получила еще до распада Советского Союза. И наличие самостоятельности в управлении позволило Православной Церкви в пределах ныне уже независимого Украинского Государства успешно осуществлять свою спасительную миссию. Определение 1990 года о самостоятельности Украинской Церкви создало благоприятные условия для развития нашей Церкви в независимой Украине.

К сожалению, независимое бытие Украинской Православной Церкви омрачилось церковным расколом, причиной которого стал бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет. Именно его уход в раскол 1992 году и поддержка, которую он получил от тогдашнего высшего руководства Украины, стали причиной углубления раскола, рана которого не залечена до сих пор.

Изменение статуса Украинской Православной Церкви в 1990 году определила ее развитие на несколько десятилетий вперед. Благодаря статусу самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии Украинская Церковь сумела существенно утвердить свое положение в Украинском Государстве. За последние двадцать лет мы наблюдаем неуклонный количественный рост нашей Церкви. Несмотря на чрезвычайно непростые условия своего существования, Украинская Православная Церковь остается наиболее многочисленной конфессией Украины. За прошедшие два десятилетия нашей Церкви удалось заметно развить свою внутреннюю структуру. Сегодня активно осваиваются принципиально новые для Церкви сферы деятельности: работают синодальные учреждения, которые занимаются миссионерством, социальным служением, внешними церковными связями, религиозным просвещением и катехизацией, попечительством военнослужащих и т.п. На территории Украины действует целая сеть духовных семинарий и училищ, пастырских курсов и православных гимназий. Важным показателем зрелости нашей Церкви является также восстановление старых и открытие новых монастырей. Сегодня Украинская Церковь несет свое свидетельство миру, используя новейшие технологии: транслируются православные теле-и радиопрограммы, издаются газеты и журналы, создаются православные интернет-ресурсы. Новую страницу в истории Украинской Православной Церкви открыл Архиерейский Собор 1992 года, который проходил 27-28 мая в Харькове. Целью его было принять церковным разумом решение о средствах противостояния расколу. В ходе Собора было вынесено решение оставаться в единстве со Вселенским Православием. Собор избрал нового Предстоятеля Церкви.

Законность решений Харьковского Архиерейского Собора, соответствие их канонам и обоснованность, признали и подтвердили главы всех Поместных Православных Церквей. Решения Собора были восприняты православным народом как начало эры религиозной свободы в Украине.

26 июня 1992 года в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре состоялся Поместный Собор Украинской Православной Церкви во главе с ее новым Предстоятелем. В работе Собора участвовал весь епископат УПЦ, представители духовенства и мирян всех епархий, а также монастырей и духовных школ. Поскольку Поместному Собору принадлежит высшая власть в Украинской Православной Церкви, он принял «признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноническим и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Собор единогласно утвердил все поправки, внесенные на Харьковском Архиерейском Соборе в Устав об управлении УПЦ, и засвидетельствовал свое неизменное единство и верность Святому Вселенскому Православию. Такая же задача стоит сегодня и перед нами.

Закончилась атеистическая эпоха, свидетелями которой все мы с вами являемся. Церковь в начале 90-х годов прошлого века дохнула полной грудью и, исполненная благодати Божией, стала на путь своего возрождения.

Статистика Украинской Православной Церкви

Со времени проведения последнего Собора УПЦ в нашей Церкви произошли значительные изменения. Если епископат Украинской Православной Церкви в 1992 году насчитывал 20 архиереев, то в 2011 году число их возросло до 72 (45 правящих, вместе с Предстоятелем, 19 — викарных и 8 — на покое).

В 1992 году УПЦ состояла из 19 епархий, сегодня их количество возросло до 45.

В 1992 году УПЦ насчитывала почти 5,5 тысяч приходов, сегодня их количество возросло до 12 тысяч.

Количество Синодальных учреждений Украинской Православной Церкви возросло с 2 в 1992 году до 26 в 2011.

Монастыри и монашество

В 1992 году в УПЦ было 28 монастырей, сегодня их уже 211. Монашеское послушание в них несут 4826 насельников и насельниц: 1747 в мужских и 3079 в женских обителях.

Для нас большая духовная радость посещать монастыри нашей Церкви и наблюдать не только за возрождением внешней красоты, но и за устройством внутренней монашеской жизни обителей.

Именно сегодня, в колыбели нашего монашества, у мощей преподобных отцов Киево-Печерских, под председательством наместника Киево-Печерской Лавры и председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, состоялось очередное собрание наместников и настоятельниц монастырей Украинской Православной Церкви. Надеюсь, что комиссия будет той институцией, которая будет помогать монастырям в решении административных, хозяйственных и юридических вопросов, а регулярные собрания монашества станут духовными соборами нашей Церкви.

Канонизация святых и новоявленные чудотворные иконы

За период с 1993 года, когда начала свою работу комиссия по канонизации святых Украинской Православной Церкви, Господь, Дивный во святых Своих, явил нам 258 новых угодников Божиих и молитвенников за нашу Святую Церковь и народ.

Среди прославленных нашей Церковью святых — первый новомученик нашей земли  в ХХ веке священномученик Владимир, митрополит Киевский, святители Петр (Могила), Иннокентий Херсонский, Игнатий Мариупольский, Филарет Черниговский, священносповидник Лука, архиепископ Симферопольский, преподобные Иоанн Святогорский, Лаврентий Черниговский, Амфилохий Почаевский, Кукша Одесский, преподобные Анастасия и Елена Киевские, соборы святых Киевских, Одесских, Галицких, Крымских, Черниговских, новомучеников Слободского края, Черкасских и Запорожских, преподобномучеников Мгарских и преподобных Глинских, Святогорских и Зверинецких. Решением Священного Синода восстановлено почитание святого благоверного князя Ярослава Мудрого и установлены особые поминальные дни: 26 апреля — жертв Чернобыльской аварии, 9 мая — умерших воинов и жертв войны, 18 августа — жертв террора и сталинских репрессий, 25 ноября — жертв голодомора и политических репрессий.

Свидетельством благодатного обновления нашей духовной жизни и богоугодности пути, которым мы идем, есть многочисленные явления в нашей Церкви чудотворных икон Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Неисчерпаемым источником благодати и духовной радости стали новоявленные иконы: «Призри на смирение» (Киев), Боянская (Черниговская епархия), «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (Черниговская епархия), Святогорская, что на Донетчине, и многие другие, которые мироточат, плачут, обновляются и исцеляют, укрепляя веру нашего благочестивого народа.

Литургическая жизнь

Центральным местом жизни Церкви является ее Литургическое служение, которое предает благодатной силы для осуществления ею своей духовной миссии и социальной работы. Поэтому вопрос богослужебной практики, овладение традициями литургического искусства требуют особого внимания. После десятилетий ограничений Украинская Православная Церковь в полноте возобновила богослужебную и литургическую жизнь.

Сегодня появляются богослужебные тексты новоканонизованим святым, новые чинопоследования согласно потребностям современной жизни, идет постоянная работа над совершенствованием богослужебных текстов.

В церковной среде активно обсуждается вопрос перевода богослужения на современном языке. В Украинской Православной Церкви церковные общины по желанию и по благословению правящего архиерея имеют право совершать богослужения на украинском, румынском, грузинском, греческом и другими национальными языками. Но в этом вопросе важно придерживаться золотой середины. Нужно заботиться о сохранении и изучении церковнославянского языка, но и не забывать, что не человек для языка, а язык для человека. Верующие должны понимать смысл песнопений и чинопоследований.

Вопрос богослужебного языка и богослужебных текстов невозможно решать в чисто кабинетной работе, узким кругом специалистов. Поэтому мы призываем присоединиться к этой работе всех поклонников церковного богослужения совместно с литургической комиссией и духовными школами.

Церковный суд и Богословско-каноническая комиссия

Решением Священного Синода восстановлена ??работа Церковного суда Украинской Православной Церкви. Надеемся, что эффективность этого, увы, необходимого органа будет оцениваться не количеством постановлений и канонических приговоров, а примерами решения конфликтных вопросов в духе мира, христианской любви и в соответствии с канонами Святой Церкви.

Хочу также отметить многолетнюю работу Богословско-канонической комиссии, которая после тщательного рассмотрения сложных и порой неоднозначных вопросов, в конце концов представляет на рассмотрение Священноначалия продуманные и обоснованные выводы, которые становятся основой решений Священного Синода и Соборов епископов нашей Церкви.

Духовное образование

В 1992 году УПЦ имела 4 духовных учебных заведения (1 академию и 3 семинарии), сегодня их насчитывается 20 (1 духовная академия в Киеве, 1 духовно-богословская академия в Ужгороде, 7 духовных семинарий (в Киевской, Волынской, Одесской, Полтавской, Симферопольском ,Харьковской епархиях и при Почаевской Лавре), 9 духовных училищ,1 богословский университет в Луганске и 1 богословский институт в Черновцах). Кроме этого, при Одесской, Почаевской и Полтавской духовных семинариях и Луганском духовном училище действуют регентские и иконописные отделения.

Учебный комитет при Священном Синоде УПЦ координирует деятельность всех учебных заведений Украинской Православной Церкви и занимается проведением реформирования духовного образования в Украине в соответствии с современными стандартами.

Суть решения вопроса предоставления духовным учебным заведениям государственной аккредитации и признания дипломов выпускников духовных школ.

Религиозное образование и воспитание в светской школе и высших учебных заведениях

Неотъемлемой частью жизни Церкви является проповедь Слова Божьего и передачи духовных знаний. После десятилетий господства атеистической идеологии религиозное образование и воспитание возвращаются в школу.

 Большое количество родителей хотят, чтобы их дети воспитывались на христианских нравственных принципах и изучали в школе Закон Божий. Мы должны приложить все усилия для реализации этого дела. Для этого необходимо работать как в рамках церковной ограды — в воскресных школах и церковных гимназиях, так и за ее пределами — в государственных учебных заведениях всех уровней.

Перед нами стоит задача подготовки педагогических кадров — преподавателей воскресных школ, преподавателей религиозных, религиоведческих, краеведческих и этических дисциплин в государственных и частных учебных заведениях. Необходимо разрабатывать документы, программы, учебники и методические материалы для преподавания христианской этики и библейской истории в системе светского образования. Над решением этих вопросов сегодня активно работают Синодальный миссионерский отдел, Всеукраинское православное педагогическое общество, православные педагоги из разных регионов Украины.

Украинская Православная Церковь должна вернуть себе, отобранное у нее богоборческой атеистической властью, право учреждать собственные учебные заведения всех уровней. Считаем необходимым ввести изучение основ христианской этики, православной культуры и Закона Божьего в учебных заведениях всех уровней — от детского сада до самого престижного университета.

 Надеемся также на плодотворную работу Уполномоченного по вопросам высшего образования и науки.

Взаимодействие с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями

 После десятилетий атеистического господства возродилось церковное служение в армии, и в 1999 году был создан соответствующий Синодальный отдел. На сегодня в 30 епархиях нашей Церкви созданы епархиальные военные отделы, построено 34 храма на территориях воинских частей, в духовно-пастырской работе среди верующих военнослужащих задействовано более 150 священников. Наши священники имеют опыт пастырской работы в миротворческих миссиях в Косово и Ираке.

 В феврале 2010 года Министерством обороны Украины совместно с Советом по делам духовно-пастырской опеки был подготовлен проект концепции духовно-пастырской опеки военнослужащих Вооруженных сил Украины.

На сегодня приоритетным и желательным является задача внедрения в Вооруженных силах Украины и других силовых структурах штатных военных священников (капелланов). Для решения этого вопроса надо сформировать резерв священников, готовых взяться за работу в армии на штатной основе, а в духовных школах или светских учебных заведениях ввести дополнительные курсы для подготовки таких священнослужителей.

Отдельно ведется работа с общественными организациями ветеранов-интернационалистов и объединениями солдатских и офицерских вдов и матерей. Для координации этой работы создан соответствующий Синодальный отдел.

Сотрудничество с пенитенциарной системой Украины и пастырская опека заключенных

Возродилась пастырское попечение и в местах лишения свободы. Сегодня пастырская работа с осужденными и сотрудниками пенитенциарной системы проводится в каждой из 181-го учреждения уголовно-исполнительной системы, где действуют 43 и строятся 23 храма, а также открыто около 120 молитвенных комнат. По статистике Государственной пенитенциарной службы Украины богослужения регулярно посещают около 18 тысяч из более 150 тысяч человек, содержащихся под стражей.

Настоящей отрадой для людей, лишенных свободы, было, когда учреждения пенитенциарной системы посетили мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы во время их крестного хода Украиною.

На времени, как и с военными, внедрение профессиональной подготовки и материальной поддержки духовенства, которое несет пастырское послушание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Пастырская опека больных и людей с особыми потребностями

На пустом месте в 90-х годах началось служение духовенства нашей Церкви в медицинских учреждениях.

 Сегодня в Украине действует 264 больничные приходы. Пастырское служение в больничных храмах несут более 239 священнослужителей, 53 из которых — врачи по специальности. Наибольшее количество больничных приходов в Киевской епархии — 35, в Харьковской — 26, в Днепропетровской — 22. В Украине также действуют 31 сестричество милосердия и 4 медицинских братства. Для координации деятельности в медицинской сфере и сотрудничестве с Министерством здравоохранения был создан Синодальный отдел по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений.

Надеемся, что наберет общецерковного масштаба движение милосердия и жертвенного служения ближним, имеющих особые потребности, волонтерские служения при онкологических клиниках и хосписах, где каждый христианин сможет последовать примеру библейского доброго самаритянина.

Для морально-этической оценки современных биомедицинских, медико-социальных вопросах и технологий, а также явлений общественной жизни с позиции православно-христианского вероучения при Священном Синоде создана Комиссия по биоэтике и этических проблемах. Комиссии поручено разработать предложения по преподаванию биоэтики в системе богословских и катехизических курсов, а также в духовных школах.

Молодежное движение

 Если начинать отсчет с 90-х годов прошлого века, то за это время наша Церковь значительно помолодела. Это касается и епископата, и духовенства, и прихожан. Очень приятно видеть во время богослужений большое количество детей и молодежи. Это — будущее нашей Святой Церкви.

Работа с молодежью должна быть одним из приоритетов церковного служения и одной из главных задач не только Синодального отдела по делам молодежи, но и любого правящего архиерея, каждого приходского священника. Но для молодежи недостаточно только богослужения, надо активно привлекать молодежь к делам милосердия, волонтерских и скаутских организаций, поощрять духовное обучение и участия в богослужениях на клиросе и в алтаре, к позабогослужебной жизни прихода, проведение вместе досуга, занятия спортом и художественным творчеством.

Главной задачей для Синодального отдела считаем координацию деятельности епархиальных и приходских молодежных организаций с целью создания общеукраинского православного молодежного движения и сети молодежного социального служения, а также активизацию работы со студентами высших учебных заведений, работающей молодежью.

 Новым направлением работы для Украинской Православной Церкви была забота о духовно-физическом воспитании молодежи и пастырская опека украинского казачества. Воцерковления возрожденного казачества и воспитания его в духе православных традиций Запорожской Сечи времен Богдана Хмельницкого и Петра Сагайдачного является задачей новообразованного Синодального отдела.

Православная семья как малая Церковь

Сегодня венчания молодых в церкви уже стало естественным и традиционным. Но, к сожалению, институт традиционной семьи сегодня требует защиты и уважения. Как нуждаются в защите и традиционные семейные ценности. Для этого нами был создан Синодальный отдел по делам семьи.

Надеемся, что духовная помощь вновь созданным семьям в подготовке к Таинствам Венчания, Крещения и воспитания детей, развития семьи как малой Церкви станет вопросом постоянной заботы на всех приходах Украинской Православной Церкви.

Прочная и многодетная семья, которая живет в православной традиции, — это основа не только будущего Церкви, но и будущего всего нашего народа.

Одновременно о состоянии общественной морали свидетельствует наличие в нашем обществе детских домов, детей-сирот и детей, которые попрошайничают на вокзалах и улицах наших городов. Опека над этими детьми, их усыновление и социализация должны быть постоянной заботой духовенства и мирян нашей Церкви.

Благотворительность и социальное служение

 С падением богоборческого атеистического советского режима возродилось и социальное служение нашей Церкви, а благотворительность стала неотъемлемой частью служения не только приходов и монастырей, но и каждого православного христианина.

Сегодня при приходах и монастырях существуют благотворительные столовые, действует сеть церковных домов престарелых, церковных детских домов и детских домов семейного типа, центров реабилитации алко-и наркозависимых.

Мы имеем опыт проведения благотворительных аукционов, благотворительных ярмарок и других массовых мероприятий, целью которых является не только привлечь внимание общества к необходимости оказания реальной помощи страждущим, а также сбор необходимых для добрых дел средств.

Но мы еще только в начале пути к исполнению заповеди Божией о действенной любви к Богу и ближнему. В наших приходах и монастырях благотворительная работа должна быть так же хорошо организована, как и уставное богослужение.

Хозяйственная деятельность

Для обеспечения жизнедеятельности Церкви, содержание монастырей и храмов, а также осуществления социального служения необходимо полноценное возрождение хозяйственной деятельности нашей Церкви в целом, а также отдельных приходов и монастырей, создание собственных предприятий. Надеемся, что успешно организует и наладит эту работу новообразованное Административно-хозяйственное управление.

Издательская деятельность

Почти сразу после снятия запрета на свободную печать и распространение Священного Писания (многие об этом уже не помнят), началось массовое издание богослужебной, богословской, катехизической, духовно-просветительской, религиозно-философской и детской православной литературы. На сегодняшний день мы имеем большое количество напечатанных книг, и теперь время дать оценку ее качественной стороне.

Поэтому Издательском отделом нашей Церкви решением Священного Синода поручено выстроить систему, благодаря которой через церковную сеть должна распространяться только та литература, которая не противоречит православному вероучению и имеет соответствующий гриф и благословение. Любой другой религиозной литературе место на полках советских магазинов и специализированных религиоведческих библиотек.

Информационно-просветительская деятельность

После выхода из общественной и информационной изоляции вначале 90-х Церковь сразу начала возрождать свою миссионерскую, просветительскую деятельность. Сегодня уже никого не удивляют публикации на религиозные темы или выступление священника на телевидении или радио. Но еще совсем недавно такого не было.

Одновременно Церковь вместе с обществом вступила у время быстрого развития информационных технологий, и поэтому должна научиться говорить о вечных ценностях с помощью современных средств массовой информации и коммуникации. В ответ на вызовы и потребности настоящего в нашей Церкви кроме Миссионерского отдела был создан Информационно-просветительский отдел, причем во всех Синодальных структурах появились сотрудники, отвечающие за работу со СМИ.

На сегодня официальными СМИ Украинской Православной Церкви является «Церковная православная газета», журнал «Православный вестник», телепрограмма «Мир Православия» и официальный сайт УПЦ orthodox.org.ua. Именно через эти СМИ излагается официальная позиция Священноначалия нашей Церкви, поэтому еще раз напоминаю об обязательности для всех клириков подписки официальных изданий.

Во исполнение решения Священного Синода УПЦ утвержден Перечень СМИ, рекомендованных для общецерковного распространения. К сожалению, до сих пор мы не получили от епархиальных архиереев перечень СМИ, рекомендуемых к распространению на территории епархий. Считаем важным, чтобы в храмах и церковных лавках распространялась только и периодика, которая имеет благословение Священноначалия и входит в эти перечни.

Сегодня Украинская Православная Церковь, кроме официальных СМИ, представлена ??в информационном пространстве десятками епархиальных теле-и радиопрограмм, 250 интернет-сайтами и более 100 периодических изданий. Правящие архиереи и представители центральных и региональных информационных служб УПЦ постоянно участвуют в эфирах общенациональных и региональных телеканалов, дают интервью и комментарии представителям различных электронных и печатных СМИ.

Надеемся на дальнейшее развитие миссионерского, просветительского и информационного служения нашей Церкви ради свидетельства о Христе и его Церкви.

Сохранение и развитие духовного культурного наследия Украины

Следствием духовного возрождения украинского народа является возврат к отечественным достижениям христианской культуры. Церковная культура вернулась в жизнь общества не только как музейная древность, но и как вдохновенный творческий задел наших современников. Указателем в развитии работы Синодального отдела «Церковь и культура» считаем название одного из проектов — «Духовность в современном искусстве».

Хотя пока и без постоянного помещения, но Украинская Православная Церковь создала собственный музей «Православная Украина», коллекцию сформировано, и для проведения тематических выставок используются помещение бывшей ризницы Успенского собора Киево-Печерской Лавры, а также залы других музеев.

Образцом сотрудничества между Церковью и государственным музейным учреждением можно назвать отношения, которые сложились в течение последнего года между Святой Успенской Киево-Печерской Лаврой и Национальным Киево-Печерским музеем-заповедником, на территории которого проходит наш Собор.

Синодальный отдел наладил плодотворное сотрудничество с Национальным музеем «София Киевская», музеем «Истории Великой Отечественной войны», Национальным историческим музеем, Национальным музеем Тараса Шевченко и многих других.

Надеемся, что искусственное противостояние между Церковью и музейными работниками постепенно отойдет в прошлое.

Украинской Православной Церковью постоянно осуществляется работа по реализации культурно-просветительских церковных и церковно-государственных проектов в сотрудничестве с Министерством культуры и другими государственными и негосударственными учреждениями, работающими в гуманитарной сфере, творческими коллективами, деятелями национальной культуры. Отделом налажено плодотворное сотрудничество с Национальной музыкальной академией имени Петра Ильича Чайковского, главным результатом которой стала ежегодная Пасхальная хоровая ассамблея, которая уже три года подряд проводится в Киеве. При этом, поддерживая возрождение и развитие «высокой» культуры, не следует забывать про культуру народную и массовую.

Охрана памятников архитектуры и возведения новых храмов

Православные храмы есть богословием в камне, проповедниками Царства Божия, свидетелями духовного величия нашего народа. Поэтому важной задачей для церковной общины является возрождение разрушенных, сохранение существующих и строительство новых храмов. Все это должно осуществляться профессионально, согласно канонам православной храмовой архитектуры, с осознанием ответственности перед нынешним и будущими поколениями христиан.

Эпохальными событиями в жизни Украинской Православной Церкви стали восстановление Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Свято-Владимирского собора в Херсонесе, монастырского комплекса Святогорской Лавры, Свято-Успенского Зимненского монастыря, возрождение сотен других истерзанных богоборцами святынь.

Сегодня Синодальный отдел по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры предоставляет клирикам, а также светским архитектурным и художественным мастерским консультации по вопросам храмового проектирования, реставрации и строительства, выделения земельных участков. Ведется работа по сбору историко-архивных и библиографических данных с церковной архитектуры. Отдел осуществляет надзор за строительством церковных объектов, налаживает сотрудничество с государственными и общественными организациями и отдельными специалистами в согласовании проектов и градостроительной документации. Отдел имеет не только разрабатывать и реализовывать собственные проекты, но и разработать эффективную систему координации храмостроительной деятельности нашей Церкви, чтобы каждая храмовая постройка могла претендовать на признание как памятник архитектуры.

Строительство кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви

Важным общецерковным делом сегодня является возведение в Киеве кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви. Согласно решению Священного Синода мы возводим в Киеве не просто большой соборный храм, мы строим первый и единственный в Украине духовно-просветительский комплекс такого масштаба, который придаст нашей Церкви возможность развивать служение, которого требует настоящее, проводить и координировать просветительскую, образовательную, социальную, благотворительную, информационную и другую ее деятельность.

В год 1000-летия нашего древнего кафедрального собора в честь Софии, Премудрости Божией, хочется сказать, что мы строим Софию XXI века. Спасибо всем епархиям, монастырям, приходам и простым верующим, которые присоединились к общецерковному сбору пожертвований на строительство этого собора, а также всем тем, кто жертвует на строительство других храмов и монастырей.

Пусть Всещедрый Господь дарует вам «вместо земного — небесное, вместо тленного — нетленное, вместо временного — вечное».

Внешние связи

За период независимости Украинского государства и самостоятельности в управлении Украинской Церкви приобрела своей многовекторности наша внешнецерковная деятельность. Ответственность за это направление церковной деятельности возложена на Отдел внешних церковных связей, который был создан решением Священного Синода в 1992 году. С тех пор и до сегодня это церковное учреждение осуществляет и координирует межправославные, межконфессиональные и межрелигиозные связи Украинской Православной Церкви.

Реализация внешнецерковной жизни УПЦ прежде всего проявляется в ее отношениях с представителями братских Православных Церквей. За последние двадцать лет нашу Родину посетили Предстоятели почти всех Поместных Церквей, с другой стороны, Предстоятель Украинской Православной Церкви периодически посещает с визитами те уголки мира, где живет православный народ.

Отдельно хотелось бы отметить такое направление деятельности, которое условно можно назвать «общецерковные мероприятия». Празднование знаменательных событий в жизни Церкви и Государства, юбилеев Предстоятеля, принесение православных святынь, организация духовно-просветительских и историко-культурных конференций, выставок и презентаций — все это является лишь небольшой частью работы, которую осуществляет Отдел как на церковном, так и международном уровнях.

Особого внимания заслуживает пастырское попечение украинской диаспорой. Для того, чтобы не лишать наших соотечественников надлежащего духовного попечения, на зарубежные приходы направляются священники с Украины, в частности в Северную Америку, в страны Западной Европы .Для облегчения организации поездок священнослужителей за границу, в посольствах многих стран активно ведется работа по обеспечению визовой поддержки. Последнее касается также и организации паломничеств к христианским святыням мира паломниками из Украины.

По сфере церковно-государственных отношений, УПЦ активно участвует в общественной жизни нашего народа. Налажено сотрудничество с министерствами, ведомствами и государственными комитетами с целью обеспечения реализации прав наших верующих. Участие в деятельности Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций и Совета представителей христианских церквей Украины позволяет Украинской Православной Церкви в партнерстве с другими христианскими организациями влиять на законодательный процесс в Украине, защищать христианский образ жизни, должным образом совершать свою богоспасаемую миссию в различных сферах общественной жизни.

Церковно-государственные отношения в Украине

В этом году украинские Государство отмечает 20-летие Независимости и 15-ю годовщину принятия Конституции Украины. В преамбуле Основного Закона Украины написано о «ответственности перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями», а сама Конституция гарантирует нам право на свободное исповедание нашей веры и религиозную деятельность.

Позиция Украинской Православной Церкви в сфере отношений общества и Церкви, а также государства и Церкви — последовательная и неизменная в течение всех 20 лет существования Украинского Государства. Следуя завету Господа нашего Иисуса Христа, Украинская Православная Церковь всегда считала и считает, что в основе взаимодействия Церкви (Царства не от мира сего) и Государства должен быть принцип «отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу »(Мф. 22: 21).

Государство не может быть компетентным в вопросах веры. В ней нет, скажем так, соответствующего инструментария, который дает возможность отличать истину Божественного Откровения от ереси. Церковь же, которая живет в онтологическом единстве с Господом, своим соборным умом раскрывает догматы веры и свято хранит их. Отсюда, основная функция государства (на наш взгляд) — это обеспечение условий для свободного существования Церкви, а также воздержание от соблазна рассматривать Церковь как неофициальное «министерство духовных дел». Церковь же, в свою очередь, должна побороть искушение искать государственной поддержки в, скажем светским языком, конкуренции с другими конфессиями. Для религиозной ситуации в Украине это очевидно.

Вместе хотим отметить, что мы имеем еще большой потенциал по развитию сотрудничества Государства и Церкви в деле служения народу Украины.

Украинская Православная Церковь уже много лет просит предоставить религиозным объединениям возможность получить статус юридического лица. Мы просим такой возможности для себя, для нашей Церкви. Это способствовало бы развитию церковной инфраструктуры, ее организационной сплоченности и лучшей координации социальной, благотворительной и просветительской деятельности Церкви. При этом мы оставляем за другими религиозными объединениями право приобретать или не приобретать такой статус согласно их внутренним установкам, традициям и убеждениям.

Далеким от завершения является процесс возвращения Церкви отобранного у нее богоборческой властью имущества, как того требует справедливость и международные обязательства Украины. Мы с благодарностью отмечаем, что уже сделано в этом направлении Украинским Государством, и не просим вернуть все, что некогда принадлежало Церкви. Но мы просим ввести мораторий, запретить приватизацию бывшего имущества религиозных организаций, ныне находящегося в государственной и коммунальной собственности, в целях сохранения того, что со временем должно быть возвращено Церкви, а не стать достоянием частных лиц.

Существует ряд проблем, мешающих полноценному сотрудничеству Государства и Церкви в образовательной сфере. Так, до сих пор не решен вопрос признания государством дипломов и научных степеней выпускников высших духовных учебных заведений, не уравнены в социальных правах студенты и преподаватели духовных учебных заведений со студентами и преподавателями светских учебных заведений. До сих пор религиозные организации не имеют права на учреждение ими общеобразовательных учебных заведений различного уровня, однако таким правом пользуются общественные организации и даже частные лица. Государство должно избавиться от этого рудимента атеистической эпохи.

Мы надеемся на дальнейшее развитие системы религиозного воспитания и образования в учебных заведениях всех уровней, дальнейшее содействие со стороны Государства внедрению преподавания в общеобразовательных учебных заведениях курсов по христианской этики, православной культуры и Закона Божьего.

Требует существенного углубления сотрудничества между различными государственными органами и Церковью в сфере защиты общественной морали. Убеждены, что такое сотрудничество должно заключаться не только в общих участиях в торжественных мероприятиях, но происходить в ежедневном режиме. Учитывая это, мы выступаем за активное привлечения представителей Церкви к разработке государственных программ по защите общественной морали и формирования здорового образа жизни, проектов нормативных актов по вопросам деятельности религиозных организаций, а также привлечение представителей религиозных организаций к реализации соответствующих программ и мероприятий. Вместе необходима совместная разработка конкретных механизмов сотрудничества государственных органов и религиозных организаций в социальной сфере.

По нашему глубокому убеждению, коренным должна измениться позиция государства по обеспечению информационных потребностей верующих граждан, в частности создание и распространение духовно-просветительских программ на государственном телевидении. Уже сегодня необходимо заложить возможность для бесплатной трансляции созданных Церковью духовно-просветительских программ в концепцию будущего общественного телевидения.

Готовясь к празднованию 20-летия Харьковского Архиерейского Собора и 20-летия Нашего избрания Предстоятелем Украинской Православной Церкви Мы надеемся на исправление Государством ошибки, допущенной в 1992 году, когда было принято «Заявление Президиума Верховного Совета Украины от 15 июня 1992 года № 2446-ХП о неправомерности Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, который проходил в Харькове 27-28 мая 1992 года ». Отмена этой незаконной и юридически недейственного постановления не изменит бытия нашей Церкви, но наглядно будет свидетельствовать об открытости Украинского парламента к сотрудничеству и гармонизации государственно-церковных отношений,  его готовность к исправлению прежних ошибок и об уважении к крупнейшей религиозной общины Украины.

Много надежд мы также возлагаем на работу постоянного Представительства Украинской Православной Церкви при Верховной Раде, Юридического отдела Украинской Православной Церкви, а также на участие представителей Церкви в Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете Министров Украины, общественных советах при министерствах и ведомствах, на всемерное содействие развитию сотрудничества Государства и Церкви в рамках Конституции и законов Украины со стороны всех государственных служащих — верующих нашей Святой Церкви. Хотя как институции Церковь и Государство есть независимы друг от друга, одни и те же люди являются гражданами государства и верными Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа.

Раскол и пути его преодоления

Раскол украинского Православия — боль всей Православной Церкви. Вне спасительной ограды Церкви оказались наши единокровные, единоверные братья и сестры. Определенная часть этих людей оказались в расколе сознательно — эгоистично отделившись от Матери-Церкви вследствие ошибок собственной духовной жизни: гордыни, властолюбия, превратно понимаемого патриотизма и т.п. Впрочем, мы знаем, что многие православные верующие, находящиеся сегодня в расколе, оказались там не путем сознательного выбора, а через те или иные жизненные обстоятельства. Многие были совращены лжепатриотической риторикой расколоучителей, некоторые отошли из-за нехватки достоверной информации и уже  родились в расколе. Ясно одно — тот путь, которым они идут — не является спасенным, а идущие им, увы, все больше утверждаются в своих ложных взглядах. Наша цель и пастырская обязанность — указать на ошибки и вернуть заблудших в церковную ограду.

Эти люди исповедуют общую с нами православную веру, среди них есть немало таких, которые искренне пытаются воцерковится и приобщится к подлинной православной духовности. Однако из-за того, что они находятся вне пределов канонической Церкви и общения со Вселенским Православием, отделенные не могут достичь той полноты церковности, которая подается человеку через благодатные дары Святого Духа. Возникает трагическая ситуация, когда люди, стремящиеся к единству со Христом, не могут быть причастными, поскольку таинства, которые они принимают, лишены спасительной благодати. Мать-Церковь осуждает греховное состояние отделившихся, их стремление отойти, отделиться от полноты Соборной Церкви. Но одновременно мы искренне сочувствуем тем, кто оказался вне церковного общения, и молимся о скорейшем возвращении их к спасительному единству со Вселенским Православием в лоне канонической Украинской Православной Церкви.

 На этом пути нас поддерживает вся Полнота Русской Православной Церкви. Своим постановлением Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года одобрил «деятельность Священноначалия Украинской Православной Церкви по поиску канонических путей восстановления церковного мира и единства украинского Православия» и напомнил «нашим братьям и сестрам в Украине, находящимся вне православной церковной ограды: Мать-Церковь со скорбью, терпеливо ждет всех, оставивших ее спасительное лоно. Нет греха, которого не простил бы Господь, нет вины, которую Церковь не покрыла бы своей материнской любовью ». С «Обращением к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью», во время своего заседания в Киеве, обратился и Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Идея восстановления единства Православной Церкви в Украине красной нитью проходила также через все выступления и проповеди Святейшего Патриарха Кирилла во время его недавнего визита в Украину:

«… Как Патриарх в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад …

 Мое слово, исполненное любви, обращено сегодня также и к нашим братьям и сестрам, которые пребывают в расколе. Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине, чтобы Он объединил Церковь, объединил народ, чтобы все вместе могли сказать: «Нас же всех, от единаго хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие «».

 Выражая готовность начать конструктивный диалог с неканоническими церковными структурами, Украинская Православная Церковь вместе с тем сохраняет свою принципиальную позицию в отношении исторического факта раскола и его инициаторов. Наша позиция была и остается неизменной: мы считаем, что, с точки зрения православной экклесиологии и канонического права, единственной приемлемой моделью возобновления церковного единства является объединение всех православных христиан в лоне канонической Украинской Православной Церкви, то есть возвращения тех, кто отделились туда, откуда они вышли.

 Не изменился наш взгляд и на то, каким именно образом те, кто отделился от Полноты Церкви, могут объединиться с нею. Путь к восстановлению единства лежит через покаяние, то есть через благодатную «перемену ума» и способа жизни отделившихся. Покаяние, к которому призывает Святая Церковь ушедших в раскол, — это не унизительная процедура вымаливания прощения, как это некоторые, возможно, представляют. Покаяние мирян — это признание перед Богом собственного несовершенства, ставшего причиной отдаления от Бога и Его Церкви. Покаяние лидеров раскола — это признание перед всей Церковью, и прежде всего перед своими же верующими, собственной вины, сделавшей их «слепыми вождями слепых» (Мф. 15: 14).

 Украинская Православная Церковь готова забыть о ранах, которые причинили ей те, кто отделились от нее. Но, искренне желая возвращения наших братьев и сестер, которые, верим, временно находятся в расколе, мы не имеем права отойти от канонической традиции Православной Церкви. Церковь готова проявить милосердие и по-евангельски засвидетельствовать любовь к тем, кто совершил грех. Но мы не можем принять грех как таковой, то есть собственно раскол. А чтобы уничтожить грех, недостаточно дипломатических усилий или встреч. Грех лечится только через покаяние, и мы искренне надеемся, что наши братья и сестры из неканонических церковных структур, и прежде всего их лидеры, найдут в себе мужество для принесения искреннего покаяния.

С благодарностью Богу констатируем факты возвращения приходов и даже монастыря, а также «духовенства» и «епископов» неканонических группировок к единству с Церковью. Каждый, кто вернулся, нашел свое место служения в лоне Святой Церкви.

Как показывает практика, возврат происходит вследствие осознания пагубы пребывания в расколе, а не через давление внешних факторов.

 Христова Церковь живет по закону полноты любви — закону, который велит нам прощать, проявлять милосердие и молиться о покаянии грешников. Цель нашего диалога с неканоническими структурами — благодатное преображение разума и жизни тех, кто сегодня находится в расколе. Начиная диалог с неканоническими сообществами, Украинская Православная Церковь следует Христовой любви, засвидетельствованной в притче о блудном сыне и в словах Спасителя о добром пастыре, оставляющем девяносто девять овец ради спасения одной (см. Лк. 15: 4). И на небесах больше радости об одном обращенном грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках. Мы стремимся не к победе или превосходству над братьями, а их возвращению в спасительное и благодатное лоно Церкви. Обращаясь к верным чадам Украинской Православной Церкви, мы просим вас ежедневно возносить молитвы о возвращении в Церковь тех, кто от нее отделился, чтобы мы едиными устами и единым сердцем могли прославлять Господа.

Позвольте теперь перейти к теме нашего Юбилейного Собора Украинской Православной Церкви.

Канонический строй и Устав об управлении Украинской Православной Церкви

Сегодня Украинская Православная Церковь согласно с Томосом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  является «самостоятельной и независимой в управлении». Права Украинской Православной Церкви закреплены в Уставе Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году, и подтверждены на Поместном Соборе РПЦ 2009 года. Согласно Уставу РПЦ «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси »(глава 8, пункт 18).

Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви является Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всей Украины.

Сегодня в этом храме собралась Полнота нашей Церкви: управляющие и викарные архиереи, главы Синодальных учреждений, наместники и игуменьи ставропигиальных монастырей, представители епархиального духовенства, монашества и мирян. Наша задача — принять Устав об управлении Украинской Православной Церкви в редакции, принятой Собором епископов Украинской Православной Церкви.

Также мы должны рассмотреть и принять Постановление о жизни Украинской Православной Церкви, утвердив все решения Священного Синода и Соборов епископов нашей Церкви за период с 1992 года.

Желаю нашему Собору помощи Божией в трудах, духовного усмотрения, «единства духа в союзе мира», чтобы совершить то дело, ради которого нас здесь собрала благодать Святого Духа.

По материалам сайта УПЦ

Патриарх.ua

Архиерейский Собор УПЦ

Архив материалов:

« Март 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

RSS лента

© 2010-2024 Протоиерей Ростислав Ярема. Все права сохранены. При копировании информации ссылка на сайт Патриарх всея Руси - обязательна.
Перейти на мобильную версию