Вопрос национальной безопасности не является фактором, могущим ограничивать религиозную свободу, – отметил глава Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Виктор Еленский в эфире радиопрограммы «Вечер на Радио Культура». Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на ukr.radio.
По просьбе ведущей радиопрограммы «Вечер на Радио Культура» Виктор Еленский сделал попытку объяснить позицию государства в вопросах ограничения религиозной свободы, которое преимущественно обходят стороной отечественные СМИ, но которое в последнее время после принятия украинскими парламентариями в первом чтении законопроекта 8371 привлекло немалое внимание иностранных аналитиков.
«Вопрос национальной безопасности не является тем фактором, который может ограничивать свободу вероисповедания. То есть если мне запретят молиться Господу нашему Иисусу Христу по соображениям национальной безопасности, то Европейская конвенция этого не предусматривает», – рассказал журналистам глава ГЭСС Виктор Еленский.
«Она предусматривает ограничение свободы слова по вопросам нацбезопасности, но не религиозной свободы. Но Европейская конвенция по правам человека предусматривает возможность ограничить религиозную свободу в случае, если есть угроза жизни и свободам граждан. То есть я, как законодатель, должен выбрать такой инструментарий, который менее всего повлияет на свободу наших граждан», – сказал чиновник, в то же время не объяснив, каким образом им было установлено, что религиозные общины УПЦ несут в себе эту угрозу жизни и свободам граждан Украины. Тем более, что Украинская Православная Церковь и есть эти граждане Украины, фундаментальные свободы которых парламент предлагает ограничить.
Вместе с тем, господин Еленский сделал попытку хоть как-то оправдать законодательные инициативы народных депутатов, направленные на неоспоримое нарушение религиозной свободы в Украине. В частности, он традиционно настаивает на подчиненности УПЦ Московскому патриархату.
На прямой вопрос ведущей относительно того, как именно религиозная экспертиза доказала связь с Россией, если в уставе религиозной организации она не указана, глава учреждения, ответственного за такое установление, решил конкретных ответов не предоставлять. Он просто констатировал: «Религиозная экспертиза, которая проводилась, например, в январе этого года, установила, что Украинская Православная Церковь остается частью российской церкви. И показала не просто связь, а что она является частью этой церкви».
То есть на основании чего он и привлеченные им эксперты установили эту связь, Виктор Еленский обществу так и не сообщил. Еще большее удивление вызвало признание главы ГЭСС, в котором он украинским СМИ утверждает, что вывод о «связи» УПЦ с РПЦ был сделан без анализа документов самой Украинской Православной Церкви.
Отметим, что УПЦ требовала учесть юридические требования касательно механизма проведения экспертизы ее устава об управлении, на что ответа так и не получила. Несмотря на это, ГЭСС так торопилась провести «экспертизу», что обосновывались ее выводы текстами, заимствованными с российских сайтов.
