Американская газета «The Hill», базирующаяся в Вашингтоне (округ Колумбия), один из крупнейших независимых сайтов политических новостей в США, 19 октября 2023 года разместила публикацию о ситуации с нарушением прав верующих Украинской Православной Церкви в Украине. «The Hill» безплатно распространяется в печатном виде по всему Вашингтону (округ Колумбия) и во всех офисах Конгресса США.
В статье, которая была опубликована в день принятия в первом чтении законопроекта 8371, обратили внимание на то, что «этот закон не только лишит миллионы украинцев свободы вероисповедания, но и подорвет один из столпов, на которых держится оборона Украины от российской агрессии, — нахождение на стороне закона». Также издание подчеркивает, что свобода вероисповедания в Украине гарантирована:
Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18); Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18); Европейской конвенцией о правах человека (ст. 9).
Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует перевод статьи на русском языке полностью:
«В ближайшие недели украинский парламент (Верховная Рада), вполне вероятно, примет закон, в соответствии с которым будет запрещена Украинская Православная Церковь. Этот закон не только лишит миллионы украинцев свободы вероисповедания, но и подорвет один из основных столпов, на которых держится оборона Украины от российской агрессии, — нахождение на стороне закона.
Украинское правительство должно изменить свое мнение относительно этого опасного законопроекта, а правительства стран, надлежащим образом поддерживающих суверенитет Украины, должны сделать все возможное, чтобы права народа Украины не стали еще одной жертвой этой войны.
В рамках международной системы защиты прав человека, возникшей под влиянием памяти об ужасах Второй мировой войны, свобода вероисповедания была и остается священной. Свобода выполнения религиозных обрядов, являющаяся одной из основополагающих свобод, гарантирована, среди прочего, согласно Всеобщей декларации прав человека (ст. 18), Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) и Европейской конвенции о правах человека (ст. 9). Она является ядром системы, защищающей неприкосновенность человеческой личности, право думать и верить. История очень четко показала, что, когда нарушается право на свободу вероисповедания, все остальные права человека оказываются под угрозой.
Достаточное для принятия закона количество парламентариев выразили поддержку голосованию за законопроект, находящийся на повестке дня Рады еще с января. Более 250 депутатов подписались за принятие законопроекта, тогда как для этого достаточно лишь 226 голосов. Формально законопроект изменит существующее законодательство Украины касательно обезпечения свободы вероисповедания, дополнив его положением о том, что «не допускается деятельность религиозных организаций, которые аффилированы с центрами влияния религиозной организации, руководящий центр которой находится за пределами Украины в государстве, осуществляющем вооруженную агрессию против Украины».
Это означает, что закон запретит деятельность Украинской Православной Церкви (УПЦ), представляющей собой ветвь украинского Православия, последователями которой являются по меньшей мере 16 процентов украинцев. Исторически, а также с точки зрения канонической легитимности, УПЦ была подчинена Московскому Патриархату Русской Православной Церкви. В 2018 году украинское правительство поспособствовало образованию новой Православной церкви Украины (ПЦУ), имеющей связи с Константинополем, а не с Москвой. В январе 2019 года Вселенский Константинопольский Патриархат признал эту новую ветвь, которой украинское правительство продолжает отдавать предпочтение. Однако по причинам, связанным с религиозной историей и традициями, миллионы простых верующих остались верны УПЦ.
Несмотря на свои исторические связи с Московским Патриархатом, УПЦ решительно поддерживает законную самооборону Украины против агрессии России. На следующий день после вторжения Предстоятель УПЦ Митрополит Онуфрий заявил о несогласии Церкви с войной и неоднократно обратился к президенту России Владимиру Путину, сказав: «К величайшему сожалению, Россия начала военные действия против Украины… В это трагическое время мы выражаем особую любовь и поддержку нашим воинам, стоящим на страже и оберегающим и защищающим нашу землю и наш народ». В мае 2022 года УПЦ официально внесла изменения в свой устав, расторгнув связи с Московским Патриархатом.
Хотя Путин и сделал Русскую Православную Церковь средством влияния на просторах того, что он называет «русским миром», УПЦ теперь совершенно отделена — как юридически, так и на деле — от Москвы. Тем не менее, украинская правительственная комиссия, в состав которой входили только члены церкви, пользующейся благосклонностью украинского правительства, решила, что это отделение является недостаточным. Как следствие, новый закон нанесет сокрушительный удар по УПЦ, полностью запрещая ее деятельность на украинской земле.
Закон, находящийся ныне на рассмотрении в парламенте, является лишь самым дерзким из ряда нападений на Церковь. Согласно Докладу Государственного департамента США о состоянии религиозной свободы за 2022 год, Служба безопасности Украины провела 41 000 расследований на предмет возможной коллаборационной деятельности в пользу России и некоторые из них касались членов УПЦ; кроме того, СБУ провела обыски в 350-ти зданиях, принадлежащих Церкви. В декабре 2022 года было объявлено о введении санкций против еще семерых иерархов УПЦ, в частности против митрополита Павла (Лебедя), наместника Киево-Печерской Лавры. В марте 2023 года власти попытались выгнать духовенство УПЦ из Киево-Печерского монастыря. Уголовные обвинения — зачастую совершенно безосновательные — были выдвинуты против руководителей Церкви и ее прихожан.
Эти нападки на УПЦ являются грубым нарушением прав человека. Украинский парламент хорошо понимает, по какому пути идет. В действительности, парламентарии внесли поправки в находящийся на рассмотрении законопроект, убрав из его текста важные строки, которые бы обезпечили его соответствие нормам права в области прав человека.
Рада исключила строки, в которых шла речь о том, что закон должен действовать «в соответствии с нормами международного права в области свободы совести и обязательствами Украины в связи с присоединением к Совету Европы». Изъяв эту формулировку, Рада подготовила законопроект, подрывающий свободу вероисповедания и соблюдение прав человека. Примечательно, что в докладе экспертного комитета самой Рады указано, что законопроект имеет много недостатков, сопряжен с процедурными ошибками и не требует никаких доказательств того, что УПЦ угрожает государственной безопасности Украины.
Правительство Украины гордится тем, что соблюдает международное право и обезпечивает права человека после начала агрессии России в феврале 2022 года. Украина действительно успешно подчеркивала отличие собственного поведения от поведения России, опираясь на свое строгое соблюдение норм права. Выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, президент Владимир Зеленский отметил, что «человечество и международное право сильнее, чем одно государство-террорист», и подчеркнул, что «Устав ООН фиксирует ценность прав человека, достоинства и жизни, и мы также фиксируем их». Украинское Министерство юстиции описывает «юридическое противостояние с Российской Федерацией» как «юридическую войну», в рамках которой оно ведет «продуманную, комплексную и согласованную юридическую оборону наших прав и интересов».
Дерзкая попытка разрушить Украинскую Православную Церковь и ограничить свободу вероисповедания, обсуждаемая сейчас в украинском парламенте, подрывает эти обязательства, а также претензии Украины на юридическое и нравственное превосходство. Украина должна изменить свою политику; ее западные сторонники должны обезпечить не только успехи Украины на поле боя, но и соблюдение ею прав и законности.
