Представители власти и полиции массово препятствуют «надлежащему прохождению паломничества» православных украинцев в Почаев (репортаж)

Ежегодно, уже почти 200 лет, 19 августа из Каменца-Подольского (Хмельницкая область) выходит крестный ход в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Однако в этом, 2023 году местные власти всячески пытаются помешать верующим принять в нем участие. Автобусы с паломниками разворачивают, входы в кафедральный собор города перекрывают, мужчинам пытаются вручить повестки. В то же время греко-католикам и хасидам организовывать паломничества разрешается. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Несколько столетий православные христиане отправляются из Каменца-Подольского и других городов Украины на паломничество в Почаев. За этот небольшой отрезок времени, преодолевая расстояние в сотни километров, каждый имел возможность в какой-то мере закалить свое тело и душу, научиться сострадать ближним, смиряться, терпеть, проявлять христианскую любовь и добродетель. В последние года — это еще и возможность сугубо помолиться о мире в Украине, о своих родных и близких, особенно о наших воинах, защищающих государство в рядах ВСУ, а также об упокоении погибших героев.

Каждая христианская душа знает, сколь нужна такая молитва, особенно в трудные времена, когда вследствие российского вторжения многие люди находят утешение и отраду именно в усиленной молитве и посте.

В крестных ходах ежегодно принимали участие паломники Каменец-Подольской, Черновицкой, Волынской и других епархий УПЦ, а также паломники из-за рубежа.

В 2023 году некоторые представители власти, полиции и ТЦК всячески пытаются воспрепятствовать верующим совершить их молитвенное паломничество.

Так, мэр Каменца-Подольского Михаил Поситко заявил, что власти города сделают «все возможное», чтобы крестный ход из Каменца не состоялся, и назвал его «провокацией». Он отметил, что запретила крестный ход Хмельницкая ОВА.

Утром 18 августа полиция окружила территорию Александро-Невского кафедрального собора УПЦ в Каменце-Подольском и заставила разобрать и свернуть палатки, в которых на территории собора традиционно жили перед началом крестного хода его участники. В тот же день возле этого собора и возле храма Рождества Богородицы в селе Должок (откуда традиционно отправляется крестный ход в Почаев) появились сотрудники ТЦК, начавшие раздавать повестки верующим, которые приехали в город на крестный ход в Почаев. Как видно по фото, опубликованным в православных телеграм-каналах, продолжили свои попытки вручить повестки мужчинам в ТЦК и на следующий день, 19 августа.

Ранее в одном из полей Винницкой области верующих остановила полиция и СБУ с требованием разойтись по домам.

Немного более чем десять верующих УПЦ, которые в эту пору года всегда шли в традиционном паломничестве из Браилова в Почаев, решили самостоятельно пойти крестным ходом в святыню. Люди вынуждены были идти обходными путями, поскольку в населенных пунктах, через которые обычно проходит этот крестный год, дежурили полицейские патрули. По свидетельствам очевидцев, сотрудник Службы безопасности вел себя с женщинами очень грубо, кричал, что они идут «к московскому попу». Он переписал личные данные крестоходцев и пообещал, что если они не вернутся домой, то их ждут «большие проблемы». Паломники вынуждены были вернуться назад.

«Большие проблемы» обещали и многим другим верующим, которым полиция препятствовала совершить их молитву.

18 августа автобус из Ровно в Каменец-Подольский, везший 20 паломников УПЦ, остановила за 12 километров до города полиция вместе с сотрудниками СБУ. У водителя без объяснения причин изъяли права, а пассажирам заявили, что они будут выдворены за пределы Хмельницкой области, поскольку силовики считают их участниками будущего крестного хода из Каменца-Подольского в Почаев.

19 августа представители силовых структур не пропустили автобус с паломниками через мост в селе Атаки, связывающий Черновицкую и Хмельницкую области. Автобус с более чем 30 пассажирами продержали несколько часов на блокпосту. Представители силовых структур переписали личные данные и пообещали «проблемы», если они продолжат паломничество. Водитель автобуса решил вернуться назад.

Представители правоохранительных органов и СБУ мотивируют свои действия военным положением и тем, что крестные хода запрещены, поскольку это создает опасность. Каким именно образом на территории, где не ведутся активные боевые действия, христиане, которые добровольно, на собственное усмотрение и по собственному желанию, реализовывают свое конституционное право на свободное вероисповедание и его проявление, стали опасными в своем государстве, непонятно.

В то же время греко-католики абсолютно свободно проводят как свои паломничества, так и другие массовые мероприятия, проводят крестные хода и католики. Только летом 2023-го в УГКЦ провели по меньшей мере пять паломничеств.

Более того, глава Госэтнополитики Виктор Еленский заявил, что Украина готова принять 30 000 паломников-хасидов в Умани. И это несмотря на то, что мэр Умани открыто говорит, что город не имеет возможности обеспечить их безопасность в случае обстрела. Еленский «выразил уверенность, что все службы, которые привлечены к организации мероприятий, связанных с ежегодным паломничеством, сделают все необходимое для надлежащего прохождения паломничества». В заявлении чиновников ГЭСС сказано о том, что «хасиды воспринимают это путешествие как свою религиозную обязанность».

Традиция крестного хода из Каменца в Почаев связана с исцелением слепой девочки Анны Акимчук возле Почаевской иконы Божией Матери. В воспоминание об этом событии священноархимандрит обители архиепископ Иннокентий установил еженедельное соборное чтение акафиста перед чудотворной иконой. А каждый год в память об этом событии паломники с молитвой на устах идут по пути маленькой Ани и ее бабушки. Шли они и во время войны с нацистами в 1941-1945 годах, шли и в безбожное советское время. Все попытки большевиков запретить Почаевский крестный ход успехом не увенчались: верующие люди обходными путями, маленькими группами и часто ночью все равно совершали свой паломнический и молитвенный подвиг.

Сегодня, в день Преображения Господня, из Каменца-Подольского сообщают, что пока верующие молились за литургией, полиция заблокировала центральный вход, впоследствии верующих начали выпускать только через боковой выход, а мужчинам призывного возраста начали вручать повестки. Людей, планирующих совершить молитвенное паломничество, меньше, чем всегда, когда это были десятки тысяч, но их много и они начали свой молитвенный подвиг.

В правовом государстве православным христианам должны были бы предоставить возможность воспользоваться своими конституционными правами и свободами, обеспечить «надлежащее прохождение паломничества» верующим всех конфессий и понимать, что православные верующие, большинство из которых годами преодолевает этот молитвенный путь, воспринимают это как «свою религиозную обязанность».

Однако, публикуем рекомендации, что делать верующим паломникам в случае, если их остановят работники полиции или военкоматов.

Адвокат Киево-Печерской Лавры протоиерей Никита Чекман дал советы паломникам на случай, если их остановят правоохранители либо сотрудники военкоматов.

Он рассказал, что правоохранители прежде всего должны представиться и предъявить свое служебное удостоверение.

Паломники могут требовать у представителей правоохранительных органов служебное удостоверение, а весь процесс адвокат посоветовал фиксировать при помощи камер на телефонах.

По его словам, у каждого паломника, идущего в составе крестного хода, обязательно должен быть документ, подтверждающий личность. Однако давать в руки свои документы адвокат категорически запретил.

Если такого документа не будет, правоохранители смогут задержать человека на три часа для установления личности.

Что касается сотрудников военкоматов и раздачи повесток паломникам, юрист рассказал, что такие полномочия у них есть. Однако требовать от человека «проехать» куда-нибудь сотрудники ТЦК не имеют права.

«Все нужно фиксировать на видео, а в случае неправомерных действий сразу звонить на 102 и дальше это все распространять в Сети, чтобы было видно незаконные действия со стороны правоохранительных органов либо органов власти», – добавил он.