9 сентября 2022 года Глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий дал интервью греческому изданию news-politics.com. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью полностью со ссылкой на vzcz.church.ua.
– Украина находится в эпицентре войны. Паства достаточно настрадалась за много лет и теперь страдает еще больше. Опишите нам текущую ситуацию для людей и верующих, в частности.
Война внесла существенные коррективы в жизнь каждого украинца, помогла отделить главное и важное от второстепенного. Когда твоя жизнь или жизнь твоих родственников может внезапно оборваться через боевые действия или обстрелы – сосредотачиваешься на главном. Я, как архиерей, вижу такое в людях с первых дней войны.
Наша Церковь с первого дня войны, в лице Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, а также устами местных епископов, осудила военную агрессию Российской Федерации против суверенной Украины. Блаженнейший благословил всех на защиту Родины. Надо отметить, что наш народ сильно сплотился за это время, что особенно было заметно вначале, когда воздушные тревоги и ракетные удары были слышны и видны, фактически, по всей территории Украины.
– Насколько сложно клирикам продолжать свою работу на приходах и поддерживать свою роль церкви в этих условиях в Украине?
Наши священники с начала военных действий были и остаются с народом и стараются дать людям всестороннюю помощь и поддержку в условиях войны. В первые дни войны почти во всех храмах священники вместе с верующими ежедневно, а кое-где и ежечасно, молились и поддерживали людей. Храмы были открыты постоянно. Храмы с подвальным помещением служили бомбоубежищем и узлом для распространения готовой еды, медикаментов, одежды.
Что касается священников на местах, должен отметить, что они довольно активны. То, что я знаю лично, можно сформулировать так: священники являются первыми волонтерами и помощниками людям на местах.
– ПЦУ продолжает свою агрессивную деятельность против УПЦ даже сейчас?
К сожалению, да. Эта конфессия просто цинично использует сложившуюся трагическую для нашего народа ситуацию и продолжает захватывать силой наши храмы в тех регионах страны, где нет активных боевых действий. В то время, когда всем нам нужно народное единство, когда враг на востоке и юге страны, представители ПЦУ работают на раскол народа внутри страны, насильно отбирая у нас храмы, возводя клевету на нашу Украинскую Православную Церковь, на наших прихожан, которые защищают свою страну, на таких же украинцев, как и они сами. Поведение ПЦУ – это наша народная беда. Больше ни одна конфессия страны (ни католики, ни греко-католики, ни протестанты) не ведут себя так, как они. Единственный масштабный межконфессиональный конфликт в стране порождают именно представители ПЦУ и симпатизирующие им люди на местах. Такая ихняя идеология и их поведение вредят безопасности нашей страны.
Представители ПЦУ намеренно пытаются уже много лет и даже сейчас навесить на нас ярлык чужой для Украины Церкви, намеренно называя нас «Русской Церковью в Украине» при том, что мы всегда были, есть и будем Украинской Православной Церковью, которая состоит из украинцев и граждан Украины. Это очень опасный смысловой нарратив, который уже принёс много беды в нашу страну. Мне кажется, что наша власть начинает понимать эту проблему. Например, Министр культуры Украины Александр Ткаченко уже несколько раз за последние месяцы в своих публичных выступлениях говорил о том, что и УПЦ и ПЦУ это «две наши украинские церкви», что нет «Русской Церкви в Украине», а есть Украинская Православная Церковь. То есть с точки зрения государства не должно быть «правильных» и «неправильных» украинцев. Все одинаковы.
При этом, хотел бы отметить, что именно наша Церковь является исторической и традиционной Церковью для Украины, в отличие от новосозданной 4 года тому на основе отколовшихся от нас раскольнических групп ПЦУ. Наверное, именно этим и объясняется их агрессивное поведение по отношению к нашей Церкви, от которой они откололись и имя и историю которой они хотят обманом присвоить себе.
– На ваш взгляд, украинское правительство пока поддерживает роль Церкви?
Вижу, что наше правительство на центральном уровне старается поддерживать в настоящий кризисный период единство между гражданами и старается не вмешиваться в церковные дела. Это правильная модель отношений государства и церкви, ведь согласно Конституции Украины Церковь у нас отделена от государства. Мне кажется, что государство понимает важную роль Церкви. Государство в увидело за эти месяцы войны колоссальный моральный и гуманитарный потенциал Церкви, которая поддержала свой народ и стала на защиту страны. Хотя на региональном уровне, во многих областях нашей страны, есть много злоупотреблений и фактов вмешательства власти в церковную жизнь, а зачастую в прямых противозаконных действий. Хочу надеться, что нынешнее правительство сделает выводы из ошибок религиозной политики предыдущей власти и не будет больше пытаться паразитировать на религиозной тематике.
– Вы настроены оптимистично, Новый год и Рождество, смогут ли верующие в Украине участвовать в торжествах, как раньше?
Мы молимся, чтобы Господь помог нам победить, восстановить территориальную целостность нашей страны и подал желанный мир. Очень хотелось бы, чтобы люди на Рождество почувствовали в реальности исполнение слов ангельского пения, которое сопровождало рождение Спасителя, принёсшего «на землю мир и среди людей благоволение».