Недавно информационное пространство Украины пополнилось новым интервью «патриарха» киевского Филарета (Денисенко) под названием «Нужно идти путем правды». Текст предназначался для публикации на сайте «Религия в Украине», однако пресс-центр «киевской патриархии» также разместил его на своем официальном портале.
Разговор журналиста с «патриархом» о причинах возникновения раскола традиционно превратилась в обливание грязью Русской Православной Церкви. Все события 90-х годов, понятно, изложенные так, как это удобно Филарету и выгодно для стратегии признания за УПЦ-КП статуса поместной церкви. К тому же «предстоятель» обвиняет РПЦ в тесном сотрудничестве с властью и спецслужбами Москвы. Он утверждает, вроде бы РПЦ «забывает, что все в руках Божьих и полагается на внешние силы».
К полу вымышленным историям о том, как Филарета «распинали в Москве», уже, наверно, привыкли все, однако слышать из его уст обвинение в сотрудничестве с властью – просто смешно, ведь никто так, как он, не добивался власти церковной при прямой поддержке власти светской. В частности, в этой статье он сам и рассказывает, как требовал у тогдашнего Президента Украины Леонида Кравчука не признавать действительным Харьковский Собор 1992 года (что Президент и сделал) и не допускать новоизбранного Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира (Сабодана) на территорию Украины, забывая при этом, что светская власть неспособна противопоставить ни одного аргумента соборному решению, которым руководит Дух Святой.
Митрополит Харьковский Никодим, председательствующий, на Соборе, рассказывает как 14 апреля 1992 года Филарет, изображая «искреннего украинца», собрал политических авантюристов и со слезами на глазах убеждал всех, что он был вызван на суд в Москве (Архиерейский Собор 31 марта–5 апреля 1992 года) как на Голгофу, при этом, наперекор канонам Церкви, на эту встречу не было приглашено ни одного епископа или священника, которые могли бы раскрыть его обман. После этого Филарет, поддержанный нардепами, нарушил клятву о своем смещении, которую дал перед Крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе, и стал сеять зерна раскола. Покладая все свои надежды на власть, Филарет забыл, что все в руках Божьих. Но Господь, вопреки усилиям врагов канонического единства, сохранил истинную Церковь, Которая сегодня осуществляет Свою спасительну миссию, не превратившись в политическую силу ради чьих-то националистических амбиций. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Российской власти (в отличие от предыдущей украинской власти, которая постоянно диктовала свое виденье «единственной церкви», игнорируя каноны Апостольской Церкви) можно считать образцом сотрудничества, когда ни одна из сторон не диктует условия существования другой. Кстати, в интервью агентству «Главред» сам «патриарх» сознается, что «при президентстве Ющенко киевский патриархат чувствовал поддержку».
Намекая на свое детище, Филарет также говорит: «РПЦ забыла, что Бог сильных делает немощными, а слабых подносит». Однако все помнят как в 90-ые гг. он собрал боевики УНСО с целью оставить за собой административные здания и главные святыни Украины и прежде всего – Киево-Печерскую Лавру. Однако сила Божья в немощи осуществляется, а не в боевиках. И опять же Филарет выдает себя, говоря, что Леонид Кравчук со временем ему сознался: «одной из наибольших ошибок своего президентства считаю, что не отдал Лавру киевскому патриархату». Но Филарет, по-видимому, забыл, что Киево-Печерская Лавра – это обитель Пресвятой Богородици, потому защитой Божьей Матери и молитвами преподобных отцов Печерских раскольники никакой власти над монастырем не получили. Ясное дело, говорить можно о чем угодно, тем более, что Филарет к этому привык. Только вот если бы он защищал истину и жил с верой и надеждой на Господа, а не бегал по «площадям» в ожидании общественного признания! Но между тем, пока он мелькает в украинских СМИ, его так называемая УПЦ-КП разрушается со средины – в разных регионах Украины приходы, а то и целые благочиния, как, например, в Винницкой области, массово возвращаются в лоно канонической УПЦ. Поэтому информационная война – последний шанс «патриарха» быть признанным.
Напоследок хочется вспомнить слова Вселенского Патриарха Варфоломея, который, находясь летом в 2000 году с официальным визитом в Одессе, на вопрос журналистов о «патриаршестве» Филарета ответил: «Анафема – она и в Африке анафема».
Протоиерей Ростислав Ярема
Главный редактор сайта