ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   О ПРОЕКТЕ   РЕДАКЦИЯ   КОНТАКТЫ  
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Почтовая форма

Ссылки:

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Наши банеры:

Послушать молитвы

Патриархи Московские и всея Руси

Патриарх Сергий (1943-1944)

В 1925 году Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Сергий Нижегородский. Во время Великой Отечественной войны митрополитом Сергием был организован Фонд обороны, благодаря которому была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, также собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, детей-сирот. В 1943 году митрополит Сергий единогласно был избран Патриархом Московским и Всея Руси (1943-1944).

Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 года в городе Арзамасе в семье священника. Здесь священствовали его отец и дед, в одном из арзамасских монастырей подвизалась его тетка — игумения Евгения.

После окончания приходской школы и Арзамасского духовного училища он учился в Нижегородской Духовной Семинарии, а затем в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В Академии Иван Страгородский очень скоро выделился среди своих товарищей глубиной познаний и эрудицией. В 1890 году он принял иноческий постриг с наречением имени Сергий (в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца), а вскоре стал иеромонахом.

В 1890 году 23-летний иеромонах Сергий блестяще окончил Духовную Академию и мог остаться при ней в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию и работать над магистерской диссертацией. Но, желая закрепить свои теоретические познания практической деятельностью на ниве Божией, молодой иеромонах отправился в Японию на служение в Православной Миссии. В Японии в неустанных миссионерских трудах он провйл три года.

В 1893 году иеромонах Сергий был назначен инспектором Московской Духовной Академии, а в следующем году — настоятелем русской посольской церкви в Афинах уже в сане архимандрита. Глубокий ум архимандрита Сергия, сочетающий способности тонкого, вдумчивого анализа с приемами научного синтеза, проявился с особой широтой в его магистерской диссертации «Православное учение о спасении» (1895). Это не обычного типа магистерская диссертация, но солидное богословское исследование, составляющее большое событие в истории богословской науки. В том же 1895 году архимандрит Сергий опубликовал свои работы, связанные с его магистерской диссертацией: «Вечная жизнь как высшее благо» и «Вопрос о личном спасении».

С 1897 по 1899 год архимандрит Сергий был помощником начальника Православной Духовной Миссии в Японии, затем ректором Петербургской Духовной Семинарии, а позже — и Академии. В 1901 году был хиротонисан во епископа Ямбургского, третьего викария Петербургской епархии. Преосвященный Сергий принимал деятельное участие в различных ученых, просветительских, благотворительных обществах, а также в религиозно-философских собраниях, проводимых в Академии.

6 октября 1905 года Преосвященный Сергий был возведен в сан архиепископа и назначен на Выборгскую кафедру. В 1913 году он стал председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде, а вскоре — и председателем Миссионерского совета.

В 1917 году он был назначен архиепископом Владимирским и Шуйским; в том же году возведен в сан митрополита и направлен на Нижегородскую кафедру. Митрополит Сергий был единственным архиереем, оставшимся в Святейшем Синоде от прежнего, дореволюционного состава, а когда прежний Синод был упразднен Поместным Собором 1917-1918 годов, то митрополит Сергий стал постоянным членом вновь образованного Священного Синода уже под председательством Святейшего Патриарха Тихона.

После Октябрьской революции 1917 года Русская Православная Церковь вступила в самый трагичный период своего развития. Ей пришлось действовать в обстановке сложнейших внутренних противоречий, многочисленных расколов, сектантских течений и острой борьбы, неизбежной во времена исторических переломов. Митрополит Сергий продолжил линию Патриарха Тихона на укрепление внутреннего единства Церкви и нормализацию отношений между Церковью и государством. Надо ли говорить, сколько скорбей, какую тяжесть нес на своих плечах митрополит Сергий в условиях сатанинской ненависти большевиков к религии. Но не сокрушим был его дух и любовь к Господу! Эта твердость духа давала силы для неустанного труда.

В 1925 году Местоблюстителем Патриаршего Престола был утвержден митрополит Крутицкий Петр (Полянский), на которого еще при жизни указал как на преемника Первосвятитель Тихон. Но, не успев войти в курс Патриарших дел, он был арестован и двенадцать лет, вплоть до мученической кончины, провел в заточении и ссылке, однако, не отказался от местоблюстительства. Во «временное исполнение обязанностей» главы Церкви вступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Обращение Временного Патриаршего Синода от 29 июля 1927 года, известное под названием «Декларация Митрополита Сергия», однозначно утверждало: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к Православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого как истина, как жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи».

Этот диалог митрополита Сергия с власть предержащими позволил избежать смерти многим тысячам христиан, а может быть — и уничтожения самой Русской Православной Церкви. Сделав заявление о полнейшей своей лояльности от лица Православной Церкви перед властью Советов, митрополит Сергий поставил вопрос так, что всякое гонение против Церкви теперь расценивалось бы как открытое гонение на веру. Это заявление о лояльности предержащей власти вызвало бурю негодования среди части священников, мирян, а также в эмигрантских кругах. Даже те, кто знал, что отец Сергий не может пойти на предательство, не сразу поняли его. Через какое духовное напряжение, через какую душевную и мысленную борьбу пришли они к истинному решению — принять слова Декларации Сергия всем сердцем! По промыслу Божию возглавив церковное управление после кончины I 1атриарха Тихона, митрополит Сергий в себе исполнил слова своего святого предшественника: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была бы польза».

Нравственная сила и патриотизм Русской Православной Церкви особо проявились в годы Великой Отечественной войны. В это тяжелое время все свои духовные силы Русская Церковь отдавала спасению Родины. В первый же день войны митрополит Сергий обратился к верующим с призывом встать как один на борьбу с врагом. Среди воинов, павших на полях сражений, были миллионы православных, и Церковь освящала это их жертвенное служение Родине, вдохновляя своих чад словами Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15,13). В своих посланиях митрополит Сергий выражал твердую уверенность в победе нашего народа. По инициативе Блаженнейшего Сергия Православная Церковь начала свою благотворительную деятельность: церковные общины вносили в Фонд обороны денежные суммы, стали собирать средства на устройство танковой колонны имени Дмитрия Донского. На танки было собрано кроме восьми миллионов рублей множество серебряных и золотых вещей. Собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, на детей-сирот, на теплые вещи для бойцов.

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Собор епископов Русской Православной Церкви, на котором Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви состоялась 12 сентября.

Патриарх Сергий восстановил молитвенно-каноническое общение между Русской Православной Церквью и Православной Церковью древней Грузии, а также укрепил традиционные связи с Церквами Православного Востока. С 1943 года вновь начал регулярно выходить, издававшийся ранее, «Журнал Московской Патриархии», подошел к завершению этап преодоления расколов и разделения в российской пастве, установился внутрицерковный мир.

Патриарх Сергий особенно заботился о возрождении в нашей стране духовно- учебных заведений, так как к началу 40-х годов стала ощущаться особо острая нужда в пополнении кадров духовенства Русской Православной Церкви.

Одной из главных заслуг Святейшего Патриарха Сергия, видного богослова, иерарха Церкви нашей, является то, что он сохранил в тяжелейшие годы Церковь, провел ее через бури, треволнения и испытания. Смиренное приятие Промысла Божия, дар рассуждения и чистая перед Богом совесть поддерживали его силы, и упование не посрамило: через восемнадцать лет крестной ноши управления Церковью, увидев восстанавливающиеся храмы, открывающиеся монастыри и семинарии, он мирно почил о Господе в Пасхальные дни 1944 года. Погребен Патриарх Сергий в Московском Кафедральном Богоявленском соборе.

Мысли и высказывания Патриарха Сергия

«Спасаются не те, кто делает, а те, кто духовно всегда с Богом, которые ради Бога живут».

«Вопрос в том, куда направлена душа, чего она хочет, чем живет. Если к Богу ее стремление, если она не для себя живет, тогда она помимо своего поведения, помимо внешних дел своих оправдывается; в этом залог будущего помилования, а подвиги и труды важны только для возращения и укрепления этого стремления».

«…когда узнана превосходящая разумение любовь Божия, человек и может без страха, хотя и с сознанием полного своего недостоинства, приблизиться к Богу и принять Его готовую помощь. Любовь Божия узнается в вере и принимается человеком».

«Вера простирает свое действие до самых тайников души, она делает возможным самое соединение таинственное свободы и благодати».

«Праведность состоит не в исправном поведении, а во внутреннем обновлении, в перемене душевной».

«Бог должен являться для человека не только руководящим Началом де-ятельности, не только Первообразом для подражания, но и целью стремлений, должен являться живым Существом для живого, личного общения».

«Общение с Богом — необходимость для человека, иначе он мертв для духовной жизни. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен, но и прямо нравственно мертв. В силу этого нормальный человек жаждет Богообщения как своей заветной цели».

«Истинный смысл жизни и спасения: смысл жизни не в наслаждении, а в святости, и сущность спасения — в освобождении от греха».

«В изменчивом и текучем мире Церковь одна остается неизменной, непо-колебимой, верной своей задаче в новых исторических условиях. Она должна возжигать в сердцах людей все тот же Божий огонь, сошедший в день Пяти-десятницы на апостолов».

«Мир управляется Промыслом Божиим, и нет в нем такой автономной области, которая находилась бы вне Божественной воли, поэтому для христиан не может быть ничего случайного в происходящем, ничто не должно смущать, приводить в замешательство или отчаянье».

«Чтобы прийти к мысли о том, что Бог не гневается за прежние грехи человека, что Он при всей Его святости есть Любовь, необходимо прежде всего много перечувствовать в своей душе, нужно понять тяжесть греха, признать себя погибающим и достойным погибели. Только после того когда душа выстрадает это сознание, и возможна вера в любовь Божию, этот нравственный союз, исполняющий человека такой радостью. Не понимающий тяжести греха не поймет и сладости быть незаслуженно прощенным: как тогда он не ощущал гнева Божия, так теперь не может ощутить и любви».

«Человек убежден, что только в Боге его спасение, но пусть он сам протянет руку, чтобы взять помогающую ему десницу Божию. Иначе он только при одном убеждении и останется. Недостаточно пожелать, хотя бы и искренно, жизни по Закону Божию, необходимо и на самом деле ее начать».

«Жизнь действительно скоротечна, мимолетна, «пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает», но бывают жизни, успевающие вложить в свой миг значительное, иногда бессмертное содержание. Конечно, эти жизни — ис-ключения, но от каждого из нас зависит успеть сделать и свою жизнь более значительной, и если не совершенной, то хотя бы с приближением к этому совершенству, и привлечь к своей мгновенной жизни отблеск непреходящего, немеркнущего света, которым в полной мере она осияна может быть только после смерти. Смерть не является полным уничтожением человеческой жизни, она звено в цепи развивающихся явлений, ступень, за которой открывается новая, уже бесконечная жизнь. Эта жизнь будет проходить и развиваться или в благом, нравственном содержательном направлении, или же, напротив, бессо-держательном, пустом, мучительно-ничтожном — в соответствии с тем, в каком направлении шла земная жизнь человека, данная для подготовки к жизни небесной».

Патриархи Московские и всея Руси

Архив материалов:

« Апрель 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

RSS лента

© 2010-2024 Протоиерей Ростислав Ярема. Все права сохранены. При копировании информации ссылка на сайт Патриарх всея Руси - обязательна.
Перейти на мобильную версию